Тесты по обществознанию 11 класс. Тема: "Социальная сфера"
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Укажите название науки, которая изучает общественные структуры, институты, их функционирование и взаимодействие?
- педагогика.
- политология.
+ социология.
- генеалогия.
2. Согласно выводам, какого ученого, общество состоит из конфликтных друг к другу элементов, что приводит к борьбе классов, которая в свою очередь является двигателем исторического процесса?
- М. Вебер.
- О. Конт.
+ К. Маркс.
- А. Смит.
3. В зависимости от численности группы делятся на ...
- значительные и незначительные.
+ большие и малые.
- расширенные и суженные.
- общие и ограниченные.
4. Конфессиональные общности - это ...
- группы людей, которые образуются на основе политико-социальных убеждений.
+ группы людей, которые образуются на основе вероисповедания.
- группы людей, которые образуются на основе общего диагноза.
- группы людей, которые образуются на основе совместного проведения свободного времени.
5. Маргинализация - это ...
- изменение общественной формы всех основных социальных институтов.
+ потеря личностью принадлежности к определенной социальной группе, норм и ценностей соответствующей субкультуры без вхождения в другую.
- углубление социальной поляризации общества.
- Ослабление имеющихся в обществе стратификационных ограничений.
6. Стратификация - черта ... общества.
+ любого.
- неразвитого.
- развитого.
- только индустриального.
7. Что такое дифференциация?
+ выделение основных груп и элементов одной системы, и их характеристика
- процесс перехода от государственного к частному.
- процедура легализации социальных норм и традиций.
- выделение основных этапов развития общества.
8. Из какой науки был заимствован термин «стратификация»?
- политология.
- этнология.
- история.
+ геология.
9. Какое из утверждений правильное?
А. Спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства в обществе.
Б. Социальная стратификация – это совокупность расположенных исключительно в горизонтальном порядке социальных слоев общества.
+ Только А правильно.
- Только Б правильно.
- Оба варианта правильны.
- Оба варианта ошибочны.
тест 10. Как назывался общественный класс, который, согласно Марксу, был в конфликте к буржуазии?
- дворянство.
- интеллигенция.
+ пролетариат.
- мещане.
11. Как называлась категория крестьян в Руси, которые имели личную свободу?
- рядовичи.
- закупы.
+ смерды.
- холопы.
12. Какой ученый ввел стратификацию в зависимости от принадлежности к власти, возможности влиять на политические решения?
- О.Конт.
- В.Ленин.
- К.Маркс.
+ М.Вебер.
13. В 1887 году министр просвещения Российской империи И. Делянов принял закон «о кухаркиных детях», запрещающим крестьянам и другим беднякам поступать в гимназии и тем более университеты. После этого образование перестало быть для крестьян:
- элементом социальной дифференциации.
- предметом споров и противоречий.
+ социальным лифтом.
- все вышеперечисленное.
14. Какая из этих социальных страт в истории была полностью закрытой?
- боярство на Руси.
- дворянство в Российской империи.
- бароны в Англии.
+ касты в Индии.
15. Владельцы заводов, которые в годы восстания Пугачева, смогли оказать ему сопротивление, получали позже от Екатерины дворянские звания. Это пример:
- социальной нестабильности.
+ социальной мобильности.
- географической мобильности.
- географического детерминизма.
16. После того, как Российская империя присоединяет Крым и Северное Причёрноморье, многие дворяне и их крепостные подпали под:
+ географическую мобильность.
- социальную мобильность.
- маргинализацию.
- отмену крепостного права.
17. Какая социальная группа оказалась в числе маргиналов в конце 1920-х годов?
- партийная элита, которая организовывала индустриализацию.
- дворянство, которые было лишено своего статута.
+ крестьянство, часть которого вынуждена была ехать на заводы и становится рабочим классом.
- все вышеперечисленные.
18. Укажите наиболее популярную тенденцию в развитии общества в постиндустриальных развитых странах?
- рост количества рабочих.
- популяризация идеи закрытых социальных групп.
+ увеличение количества среднего класса.
- усиление социальной дифференциации.
19. Какая первая стадия формирования нового общественного института?
- создание материальной базы института.
- возникновение соответствующей системы статусов и ролей.
- создание особой системы знаков, символов.
+ возникновение насущной потребности, осознание ее обществом.
тест-20. К какому общественному институту относится образование?
- политические институты.
- экономические институты.
+ социально-культурные институты.
- институт семьи.
21. Как называются составные части общего устройства общества, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом?
- социальная стратификация.
- социальная дифференциация.
+ социальная инфраструктура.
- социальный институт.
Тесты по обществознанию 11 класс. Тема: "Социальная сфера" часть 2
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. С повышением роли городов в обществе, с ростом численности городского населения и распространением городского образа жизни на все общественные слои связан процесс ...
- коллективизации.
- информатизации.
- пауперизации.
+ урбанизации.
2. Понятия "социальный прогресс", "социальная идея", "социальное движение", "социальная инновация" характеризуют смысл:
- специфики использования социологических знаний в теории и практике общественной жизни;
- социальных процессов;
+ социального развития;
- социальных общностей;
3. Многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и сообщества обеспечивают всеобъемлющий, разносторонний характер общества. О какой основной признак общества идет речь?
+ универсальность;
- автономность;
- интегративности;
- территория.
4. Общество с малоподвижной социальной структурой, опорой на традиции причисляют к:
+ аграрного общества;
- индустриального общества;
- постиндустриального общества.
- нет правильного ответа.
5. Какой термин (понятие) характеризуется внутренне неорганизованные не устойчивые во времени собрания людей, находящихся в близости в пространстве, имеющие общие внешние стимулы, интересы и эмоциональную общность, которые реагируют на поведение друг друга?
- Каста.
- Класс.
- Социальная агрегация.
+ Толпа.
6. Социальная группа сформировалась благодаря отношениям между личностями, их статус не закреплен и не подтвержден. Как называется такая социальная группа?
- Общество.
+ Неформальная (неофициальная) группа.
- Толпа.
- Семья.
7. Какая социальная группа является первичной?
+ Семья Петровых.
- Предприниматели России.
- Москвичи как социально-территориальная группа.
- молодое поколение – как основа, первичный компонент будущего.
8. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, сообществ, институтов называется:
- Социальная мобильность.
- Социальная стратификация.
+ Социальная структура.
- Социальное сообщество.
9. Что такое социальная мобильность:
- передвижение людей в физическом пространстве.
+ перемещение человека или общественной группы в социальном пространстве, для которого характерны изменения социальной позиции, приобретение нового статуса.
- Выполнение индивидами свойственных им обязанностей.
- Усвоение новой информации, приобретения умений и знаний.
тест 10. Маркс считал, что основными классами капиталистического общества являются:
- Бедный, средний и богатый классы.
- Высокий, средний, низкий классы (без привязки к количеству доходов).
+ Буржуазия и пролетариат.
- Крепостные крестьяне и феодалы (держатели земли).
11. Примером открытой формы стратификации считается:
- феодальная система Средневековья.
- кастовая система в Индии.
- рабство периода Греции и Рима.
+ классовую систему после промышленного переворота.
12. Обычай приветствоваться при встрече со знакомыми людьми - это...
+ моральная норма.
- нормативный закон.
- эстетическая норма.
- религиозная норма.
13. Какое название носит политика и практика физического уничтожения лиц по определенным этническим или религиозным признакам?
+ Геноцид.
- Ксенофобия.
- Этническая дискриминация.
- Погром.
14. Предметом гендерных исследований является ...
- Чисто женские проблемы.
+ Роли, нормы, ценности, черты характера, которые приписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные символы и ценности.
- Проблемы отношений женщин и мужчин.
- Чисто мужские проблемы.
15. Вследствие социальной революции осуществляется:
- смена власти в обществе;
- перераспределение собственности на средства производства;
+коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической системе общества.
- замена власти одной этнической группы на другую.
16. Различия между феминность и маскулинность как социальными моделями поведения отражает срок:
- Феминизм.
- Биологический пол.
+ Социальный пол.
- Андрогенность.
17. Идеология и практика дискриминации людей по признакам пола имеет название ...
- Феминизм.
- Патриархат.
- Расизм.
+ Сексизм.
18. Какие институты доминировали в советском обществе?
- Человека, образования, науки.
- Войска и силовых структур.
- Экономические институты.
+ Коммунистической идеологии, коммунистической партии, государства.
19. Процесс распада старых институтов или уменьшения их социальной функции называется ...
- Институционализация.
- Институциональным разрывом.
- секуляризация.
+ Деинституционализация.
тест-20. Классические музыка, живопись и литература относятся к ...
+ элитарной культуре.
- Контркультуре.
- Народной культуре.
- Массовой культуре.
21. Система коммуникации, которая осуществляется с помощью звуков и символов и выполняет роль ретранслятора культуры, - это ...
- Идеология.
+ Язык.
- Установки и принципы.
- Ценностные ориентации.
22. Это присущие той или иной культуре представление о том, к чему следует стремиться, это духовные ориентиры, которые задают общую стратегию поведения индивида в обществе. О чем идет речь?
- О знания.
- О навыки.
- О символах.
+ О ценности.
23. Признак не характерна для индустриального общества?
- машинное производство;
- интенсивная социальная мобильность;
+ закрытая сословная иерархия;
- социально-классовая стратификация.
24. Что не свойственно постиндустриальному обществу?
- превращение науки в производительную силу;
- расширение прав личности и интересов меньшинств;
- распространения телекоммуникационных систем;
+ начало широкого использования машинного производства;
25. По какому критерию общества делят на простые и сложные?
- наличие письменности;
+ численность уровней управления;
- способ производства;
- наличие системы ценностей и норм